ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Соотношение сокрытости и несокрытости в древнегреческой традиции Древнегреческая aлетейя, переводимая как истина, имеет первоначальный смысл «несокрытости» бытия или «незабвенного», что можно трактовать как своего рода «несокрытость» от памяти. В древнегреческой мифологической традиции несокрытость и сокрытость выступали как характеристики, соответственно, света и тьмы. Как правило, тьма здесь первична по отношению к свету как в генетическом, так и (частично) в субстанциальном планах. Тьма, обозначенная в мифологии как Хаос и Ночь, приобретает характеристику беспредельного, а свет (Эфир и Фанет) - характеристику предела. Беспредельность в онтологическом плане имеет превосходство над пределом как в смысле генетическом (предел возникает как ограничение беспредельного), так и в смысле субстанциальном: беспредельность больше предела, последний поглощается ею. Однако, как только ставится вопрос о познании беспредельного и конституируется его непознаваемость, так оно уступает место познаваемому пределу, т.е в гносеологическом отношении беспредельность ставится ниже предела. Этот вывод подтверждается на материале ранней греческой философской традиции. Так, Анаксимандр выделяет в качестве первоначала беспредельное (апейрон), которое превосходит предел по объему и, в качестве неопределенного, превосходит все определенное по содержанию. При этом, характеризуя апейрон неопределенным, Анаксимандр не ставит вопроса о его познаваемости. Но уже в пифагорейской традиции (у Филолая) беспредельное характеризуется как непознаваемое, что однозначно соотносит его с ложью, а предел с числом и истиной. У Парменида бытие объявляется тождественным мышлению и характеризуется предельностью, а беспредельное, будучи небытием, которое непознаваемо, объявляется несуществующим. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что в онтологическом аспекте сокрытое имеет приоритет перед несокрытым и только гносеологический подход к данным категориям меняет их соотношение с точностью до наоборот