ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Условия функционирования многих организаций предполагают существование жестких правил организационного поведения - в частности, запретов на демонстрацию излишне выраженных эмоциональных проявлений. Подобные запреты специфичны для организаций, где сотрудникам вменяется в обязанность вежливое и корректное обращение с клиентами. Вместе с тем, если ситуации профессионального общения потенциально содержат возможность конфликтного взаимодействия, то заданные рамки корректного поведения накладывают жесткие ограничения на выбор сотрудниками средств саморегуляции состояния; например, организационно пресекаются агрессивные модели отреагирования стресса. Поскольку особенности функционирования адаптационных ресурсов формируются в значительной степени спонтанно по мере накопления жизненного и профессионального опыта, а ответные реакции на стрессовые воздействия часто импульсивны и не всегда доступны эффективному произвольному контролю, то можно ожидать развития внутреннего конфликта между легкостью актуализации привычных моделей копинг-поведения и невозможностью «запуска» организационно неодобряемых приемов саморегуляции. О наличии данного конфликта можно судить по степени неудовлетворенности трудом, а также по выраженности симптомов неблагоприятных хронических состояний и профессионально-личностных деформаций. Для выявления особенностей актуализации средств саморегуляции в условиях организационных ограничений были проведены эмпирические исследования соответствия индивидуальных средств саморегуляции жестко заданным организационным требованиям. С этой целью был проведен опрос сотрудников налоговых организаций (34 чел.) и банковских структур (54 чел.). Данные организации были выбраны как типичные в отношении жесткой регламентации форм и способов общения с посетителями и высокой степени стрессогенности организационной среды (Артамонова, 2009; Маслов, 2005; Кузнецова и Теленова, 2005). Сбор данных проводился при помощи опросников для оценки: типичных моделей копинг-поведения (Водопьянова и Старченкова, 2003); индивидуальных особенностей развития осознанной саморегуляции (Моросанова, 1988). Результаты обследования противоречивы. По данным самооценок обследованных, для специалистов налоговой службы и банковской сферы типичны совершенно разные модели копинг-поведения. У большинства налоговых служащих в спонтанно сложившейся системе средств саморегуляции доминируют социально-ориентированные модели копинг-поведения; агрессивные варианты копинг-поведения не выражены. Для сотрудников банков, напротив, агрессивные формы отреагирования стресса типичны. Интересно, что сотрудники налоговой службы и банковских организаций полярны по типу соотношения разных вариантов асоциального поведения: налоговые служащие реже прибегают к открытой агрессии, но чаще активизируют варианты асоциального поведения в форме противопоставления себя и организации; у сотрудников банков данное соотношение обратное. Кроме того, сотрудники банков с низким уровнем саморегуляции чаще используют избегание как схему копинг-поведения в стрессовых ситуациях. В качестве предварительного вывода можно предположить, что в условиях жестких организационных запретов на агрессивное поведение прямая агрессия как способ отреагирования стресса может либо замещаться формами психологического отторжения от организации, либо проявляться в скрытых от внешнего наблюдения приемах.