ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Цель выступления заключается в кратком преставлении основных направлений, проблемного поля их реализации и перспективных векторов взаимодействия нашего факультета, школ, окружных учебно-методических и ресурсных центров города Москвы, учеников науч-ной школы Татьяны Ивановны Шамовой. Следует признать, что данные направления охватывают наиболее актуальные и наукоемкие проблемы современной школы, а следовательно, их решение требует высокого уровня профессиональной компетентности руководителей школ: ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Обновление образовательных стандартов. Суть данного направления заключается в создании таких условий образования, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Решению этой задачи должно соответствовать обновленное содержание образования. Как Вы знаете, 6 октября 2009 года федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования утверждены. Наконец-то нанесен первый удар по КИМам ЕГЭ, которые выполняли и еще продолжают выполнять своеобразную роль образовательного стандарта старшей школы. Следует отметить, что преподаватели факультета в текущем учебном году провели целую серию консалтинговых семинаров по заказу окружных учебно-методических центров, посвященных раскрытию особенностей новых стандартов и образовательных технологий им соответствующих. Конечно, вопросы нового стандарта нашли отражение во многих действующих курсах повышения квалификации на факультете. Сборник этих программ уже подготовлен к публикации и будет обязательно передан окружным учебно-методическим и ресурсным центрам, нашим коллегам по научной школе на другие факультеты повышения квалификации других вузов и других городов страны. Но требуется разработка и апробация новых востребованных программ курсов повышения квалификации и модулей курсов профессиональной переподготовки, посвященных решению современных и прогнозируемых проблем реализации национальной инициативы. Профессорско-преподавательский состав факультета обладает необходимым научно-методическим и педагогическим потенциалом для этого. ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Система поддержки талантливых детей. По мнению главы государства, одновременно с внедрением новых стандартов общего образования «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности». В рамках данного направления предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио) при приеме в вузы. Сами разработчики стандарта признают: «Система оценивания в рамках нового стандарта – серьезный вопрос. ...Оценивать надо не только чистое знание, но и личностные достижения ребенка, которые априори не подлежат таким «замерам» по системе Единого госэкзамена». Согласитесь, коллеги, здесь уже проблема не только в КИМах ЕГЭ, но и проблемы школьного образования, требующих интеграции усилий теоретиков и практиков, руководителей школ и профессорско-преподавательского состава учреждений системы повышения квалификации, сотрудников окружных учебно-методических и ресурсных центров. ТРЕТЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Качественное улучшение и пополнение кадрового состава. Глава государства считает: «Ключевая роль в школе принадлежит учителю, и нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. И, что еще более важно, для пополнения школ новым поколением учителей». Указанное направление предполагает отработку финансово-экономических механизмов, в том числе, в рамках методик нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда преподавателей. Вместе с тем работа по внедрению таких механизмов в 20 субъектах федерации не может быть признана полностью удовлетворительной. В связи с этим в 2010 году она будет продолжена. Опять-таки четкое видение перспективной модели новой системы оплаты труда разработано на факультете. Данные слова следует рассматривать как прямое руководство к действию преподавателей факультета по расширению спектра направлений исследования методологических, теоретических и технологических аспектов современных проблем внутришкольного управления и повышения профессиональной компетентности работников образования. А окружным ресурсным и учебно-методическим центрам необходимо полнее использовать образовательный, научно-методический и консалтинговый потенциал профессорско-преподавательского состава факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МПГУ в решении актуальных проблем реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». ЧЕТВЕРТОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Современная школьная инфраструктура. По мнению Дмитрия Анатольевича, должен измениться облик школ – «как по форме, так и по содержанию. Необходимы не только передовые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащение медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно как психологически, так и физически». Повышение финансовой самостоятельности учреждений, увеличение значимости управляющего совета в жизнедеятельности школы предполагает длительную и целенаправленную работу по организации партнерских отношений «школа – родители». Ведь как известно, структурная перестройка любой системы предполагает реорганизацию процесса, в ходе которой изменяются роли и функции его участников. ПЯТОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Здоровье школьников. Как отметил Дмитрий Медведев, именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь, а «сегодняшняя статистика ухудшения здоровья школьников просто ужасающая». По его мнению, этим вопросам необходимо уделять внимание не только в семье, но и в образовательных учреждениях, где дети проводят значительную часть времени. «Нужно уйти от усредненного подхода. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более что к перегруженным программам обучения в обществе тоже много вопросов», – отметил глава государства. Задачи по реализации данных направлений, определенных на федеральном и региональном уровне, носят, в основном, инновационный характер и требуют нестандартных, опережающих решений. В связи с этим школьные работники испытывают необходимость в соответствующем научно-методическом сопровождении своей инновационной деятельности, развитии профессиональной компетентности в различных видах управленческой деятельности. Это в свою очередь обуславливает содержание и формы деятельности системы повышения квалификации работников образования. Очевидно, что достижение в процессе повышения квалификации положительной динамики деятельностного или ценностного компонентов профессиональных компетентностей предполагает соответствующую организацию взаимодействия преподавателя и слушателей. Не случайно кредо многих успешных бизнес-школ заключается в обязательном следовании принципу: КАК мы учим и есть то, ЧЕМУ мы учим.