![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Изучение субъективного восприятия, переживания, представлений человека о времени – совершенно не новое в науке, и тем более в философии направление. Как социальных психологов, нас не интересуют как сугубо философские изыскания, так и, например, физические исследования, посвящённые установлению природы объективного времени – нас интересует время социальное. Понятие социального времени как таковое вводится П. Сорокиным и Р. Мёртоном и обозначает у них «изменения или движения одних социальных явлений по отношению к другим социальным явлениям, взятым в качестве точки отсчёта». Другое тяготеющее к объективности понятие дано Ж. Гурвичем – это «время совпадения и рассогласования движений целостных социальных явлений». Более субъективное определение даёт в своей теории коллективных представлений Э. Дюркгейм, говоря, что категория времени отображает ритмы деятельности социальной группы и отождествляя представление о времени с представлением о социальном времени, общем для определённой группы. Важность создания таких временных общностей подчёркивает вслед за ним Дж.Г. Мид, утверждая, что общество возможно лишь потому, что люди способны устанавливать общность временных перспектив, при помощи символической коммуникации разделяя перспективы других и принимая на себя их пространство и время. В феноменологии Шюца переживание времени людьми сближает созданные ими во время соотнесения друг с другом жизненные миры, время же жизненного мира строится на пересечении времени человека с биологическим и социальным временем. Синхронизация перспектив происходит через биографические схемы, включённые в сплетни, анекдоты, литературу, политические речи и законы. Нормативную функцию временных представлений можно найти и у многих других социологов, их совокупность можно назвать темпоральной картиной мира. Синхронизация себя с временными нормами группы (т.е. подстраивание объективных ритмов деятельности, за которым следует уподобление представлений о времени, нахождение единой точки отсчёта, или разделение совместных перспективы посредством участия в нарративе другого) можно считать составной частью процесса групповой социализации. В каждой группе возможно выделение такой групповой нормы. Гипотетически, разделение групповой нормы можно связать с объективными факторами (время членства в группе), или же не связывать с ними, предполагая, что разделение ритмов деятельности происходит независимо от стажа нахождения в группе, а связано, например, с актуальностью групповой идентичности. Мы предлагаем исследование, которое, по нашему мнению, позволит пролить свет на этот вопрос. В составленной анкете мы пробуем исследовать темпоральную норму различных городов РФ. В качестве простого и небольшого по объёму инструмента измерения отношения ко времени мы используем ZTPI (Zimbardo Time Perspective Inventory) в адаптации О.В. Митиной и А. Сырцовой. В демографической части анкеты содержатся вопросы, отвечая на которые, респонденты указывают время проживания в городе и возраст, в котором они начали в нём проживать. Важность и актуальность идентичности операционализированы через включение в анкету методики Куна-Макпартленда «Кто Я?» в адаптации Т.В. Румянцевой. Наконец, в качестве инструмента для измерения степени адаптации респондента (а точнее, для исключения из выборки малоадаптивных субъектов, чьи данные не стоит включать в групповую темпоральную норму) была использована методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд в адаптации А.К. Осницкого. Мы предполагаем, что связь групповой временной нормы с субъективными или объективными факторами на примере городских выборок, таким образом, будет отчасти прояснена.