ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Предлагается осмыслить формулировку «тоска по мировой культуре» (О. Мандельштам) как характеристику поэтики русского модернизма, в основе которой - символ. Задействовано определение М.Л. Гаспарова, трактующее модернистский символ как «антиэмфазу», расширение, размывание значения. П.А. Флоренский, создавший философию символа и осмыслявший символ в пределах художественного творчества (в частности, в переписке и беседах с А. Белым), выявлял антиномическую структуру символа, прежде всего, антиномию феномена и ноумена, данных в символе неразрывно и неслиянно. В символе модернизма как определенной эпохи, создавшей свою поэтику, предлагается увидеть иные антиномии. Во-первых, синхронии и диахронии. Поэтика модернизма основана на принципе отсылок к историко-культурным смыслам и образам, что позже, в постмодерне, будет названо интертекстом. В этой связи рассмотрен концепт культурной синхронии, предложенный О. Мандельштамом в статье «О природе слова» (1922) и реализованный в его стихах периода «второй поэтики», монтирующих образы культур. Показано, что сходный принцип создания художественного образа заметен уже в неорусском стиле. В этой связи предлагается не разделять, как это обычно делают, но увидеть в целостности модерн как стиль в искусстве и модернизм. Во-вторых, антиномия национального и общечеловеческого рассмотрена на материале софийно-женственных образов и концептов, имеющих непосредственное отношение к эсхатологии и утопии Серебряного века и получивших неоднозначные оценки как современников, так и исследователей. Многие исследователи подчеркивают связь модерна и авангарда, но в свете сказанного важно акцентировать границу между ними. Модерн – утопическая, как подозревали уже тогда, и видимо последняя попытка спасти культуру как ускользающую красоту, удержать распад культуры и человека, удержать культуру как еще культуру, а не уже цивилизацию («Закат Европы» О. Шпенглера, вышедший в 1918 году, сам по себе стал ее обозначением). Цивилизация, т.е. исторический процесс, потребовала замены национального интернациональным, целостно-творческого – штампованным для массы. Авангард, резко сменивший модерн, стал первым за многие столетия европейской культуры направлением в искусстве, не преследующим эстетические цели и задачи.