ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Пространство современной культуры. Время, реальность, вымысел» проходила 26 апреля 2011 г. на факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. Конференция была организована кафедрой философии гуманитарных факультетов философского факультета. В ее работе принимало участие более 50 студентов и аспирантов. Работа конференции проходила по 3 основным направлениям: -Актуальные проблемы социальной реальности в эпоху постмодерна; -Концептуализация времени в современных видах искусства; -Художественный вымысел и новая эстетика современного кинемато-графа. Был рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с проблемой эклектичности современной культуры: идейные парадоксы эпохи постмодерна, философские основы современного искусства, его основные принципы (репрезентация, повторение, дополнение). Также был проанализирован миф о «вечном возвращении», доминирующий, по мнению участников конференции, в современном социокультурном пространстве в качестве архетипического прообраза, выполняющего экзистенциальную и эсхатологическую функции. СМИ, в частности, телевидение, были рассмотрены в контексте постмодернистской экспликации принципа децентрациии и деобъективации. Ницшеанская идея о «сверхчеловеке» была критически осмыслена сквозь призму современных концепций трасгуманизма. Вопрос о том, насколько современная эпоха способна порождать новые смыслы, не только апеллируя к шедеврам прошедших времен и эксплуатируя уже существующий культурный багаж, но и созидая новые горизонты интерпретаций для будущих поколений, был поставлен в связи с анализом творческих истоков современного искусства. Также была дана критическая оценка достижений наших современников в области литературы, музыки, живописи и архитектуры. Кроме того, в докладах участников конференции получили отражение проблемы трансформации таких культурных феноменов как смех, юмор, патриотизм и национализм в современном обществе. В ряде докладов, посвященных теме концептуализации времени в современных видах искусства, время было рассмотрено в качестве объекта философского анализа, который тесно связан с литературой и кинематографом начала XXI столетия. Так, «философия невозвращения» была раскрыта посредством обращения к современному художественному произведению Джонатана Сафрана Фоера «Жутко громко и запредельно близко», в котором прошлое и будущее образуют своеобразное переплетение событий, воспоминаний и проектов, представляющих собой неуловимое настоящее героев романа. Примером того, как тема времени актуализируется в современном кинематографе, послужил фильм «Господин Никто» Ж. Дормеля. Ретроспективный взгляд на него позволил уловить все те же, знакомые нам еще с детских лет из сказок, три дороги, которые представляют собой возможности выбора будущей судьбы. Дилемма, стоящая перед главным героем – выбор одного из трех путей – в действительности, лишь случайность, получающая глубокий философский смысл лишь в воображении героя. Случайное событие, во многом определившее его последующую судьбу, становится ключевым событием в жизни за счет сущностного качества времени – однонаправленности, которое и позволяет переосмысливать прошлое в сколь угодно произвольной манере. Сущностные связи между наукой, философией и современным кинематографом были выявлены на материале многосерийного фильма «Грани». Здесь художественный вымысел представляет собой иллюстрацию современных физических научных теорий. То, что раньше казалось фантастичным и невозможным, оказывается возможным не только в вымышленной кинематографической реальности, но и вполне согласуется с последними достижениями в области квантовой механики и теории струн. Таким образом, тонкая грань между реальным и ирреальным, возможным и невозможным, бытием и иллюзией стирается, так же как стирается грань между наукой и искусством в наши дни. Анализ современного отечественного кинематографа был осуществлен в контексте такого значимого социокультурного процесса как ремифологизация. Рассмотрение кинематографа как продукта массового потребления позволил выявить истоки современного мифотворчества, определить степень воздействия мифа на аудиторию и понять механизмы функцио-нирования мифа в эпоху постмодерна. Материалы конференции могут представлять интерес для исследователей различных аспектов современной культуры, а также для широкого круга читателей.